суббота, 22 октября 2016 г.

Русские и славяские имена. Назовите русских детей русскими именами.

      Славянские имена из Словаря Александры Баженовой.


В небе Бог, на Земле - Россия. 

поговорка сербского народа 

Книга, о которой пойдёт речь, писалась долго, без малого - 15 лет. Необходимо было перебрать колоссальное количество документов, летописей, научных монографий. И вот, наконец, - она вышла в свет. И, листая страницы, невольно ловишь себя на мысли, что, верно, - "как корабль назовёшь, так он и поплывёт". А корабль наш всё же плывёт (запрокинешь голову - мачты высокое небо меряют). И название у него громогласное, можно сказать, громобойное ("Россия. В ней слышится сила и синее что-то..." - как помнится, это Есенин). Однако, всё великое из малого состоит (Гёте: "Подробности - Бог"), поэтому, действительно, а как же зовут матросов на нашем паруснике? Капитана?.. 

Имён-заклинаний в Книге приведено немало - что-то около 20 000. За 2 тысячелетия. Вот некоторые из них: 
- "Сумарок, Сумарол, Суморок, Сумрал - в сумерках (родившийся)". - Похоже предки поэта-писателя Сумарокова могли ходить в сумрак, да и сам он, быть может, поднимал тень - иначе откуда бы взяться его светлым виршам. Наш человек, одним словом. 

- "Старовой, Старовойт - старый воин". - Как тут не вспомнить депутата Думы Старовойтову. 

- "Чеботок - сапожек". Исконное, начальное имя Муромца, в крещении Ильи. 
- "Залыга - лжец". - Некий писатель С. Залыгин возглавлял где-то в 90-х годах редколлегию журнала "Новый Мир". 

- "Пересвет - пресветлый, ярчайший свет. Упомянуто в 1380 г. (в крещении Александр), князь, монах, русский богатырь, герой Куликовской битвы, его поединок с татарским богатырём Темир-Мурзой, в котором оба погибли, стал началом Куликовской битвы; ...". - От себя добавлю: Просветлённый. 
- "Дамер, Дамир - дающий мир. Уп. в Чехии". 
- "Синерог - синий рог". - О ком бы это? 
- "Дедослав - слава предков". 

- "Огневед - ведающий огонь (жрец)". 
- "Прекраса, Прикраса - прекрасная. Уп. в X в., добрачное имя княгини Ольги - жены Игоря Старого". 

- "Первенок, Первуд, Перкунос, Перушко, Перун - первый (сын). "Перун" - имя главного Бога-воителя у славян". 

- "Свар, Сварог, Сварожич, Сваруна, Свах - небо (одно из небес); Бог неба Сварог у славян. Уп. в 555 г. (Сваруна) славянский воин". - Видимо, "сварить", "сварганить" - однокоренные слова. 

- "Светбог - Бог света. Уп. в 898 г., 903 г. в Богемии и Моравии". 
- "Световид - Бог всего Белого Света у западных славян". 
- "Светмир, Светомир - освещающий мир. Уп. в 750 г. у южных славян" и у др. 
- "Пермил, Пермка, Пермогор, Пермяк - высший, главный, наилучший. От санскр. Parama - высший, главный; очень". Уп. в русских былинах". - И ещё, есть город Пермь. 

- "Тверь - от "твор": 1. вид, наружность; создание. 2. затвор, притвор". - Тоже город.
Были в ходу и прозвища, дополняющие имя. Вот одно из них: 
- "Дурак, Дураш, Дуров, Дурята - санскр. dur - "дверь"; dur-anta - "бесконечность". Имя это и прозвище загадочные, они уходят корнями в бесконечность и хаос первозданного мира (и мира наидревнейших предков), поэтому характеризуются как положительным, отрицательным, так и обманчивым смыслом (нераспознанного, например, "дурачить"). Именно такой смысл в именах Дурак, Иван-дурак, Иванушка-дурачок в русских народных сказках. Дурак, у которого есть связь (дверь) с потусторонним миром предков и первопредков ("внуки Дажьбога"), с бесконечностью космоса, понимающий язык зверей, трав, стихий, - совсем не глуп. Уп. в 830 г. (Дурник) воспитанник лучанского князя Владислава;..." 
- "Мазай - тот, кто мажет; или сам помазанный. Уп. в 1236 г., поляк". - Зайцы его помнят. 

- "Журавушка - верная жена, домовитая, счастье в дом". 
- "Лала, Лаленка, Лела, Лелевеля, Лелек, Лелька, Леля, Ляля - дитя, лялька. Леля, Лель, Полель - дети славянской богини любви и согласия Лады. Уп. в русских народных песнях; YIII в. (Лелевеля) княгиня польская;...". - Лелекой (птицей бога Леля) звали ирийского аиста (Ирий - славянский райский сад). 
- "Радибор - избранный из радостных. Уп. в XII в. (Радибор Казимирович) князь славян". 


- "Ратибор - избранный воин. Уп. около 720 г." 
- "Сестрогор - встающий горой на защиту сестёр. Уп. в 1115 г. в Богемии". 
- "Светогор, Светогорец - горний свет. Русский былинный великан". 
- "Светозар - озарённый светом. Уп. около 1000 г. в Родословии князей и королей гофославян в Далмации; 1847-1916 (Светозар Губан Ваянский), словацкий писатель". 

- "Раша, Рашка, Роуса, Руса, Русана, Руска, Руса - 1. Русская. 2. Русая. Уп. в 1180 г., 1365 г.". - Нынче слово "Россия" в английской огласовке звучит именно как "Раша". 
- "Сияна - сияющий. Уп. у болгар". 

- "Русиян, Руслав, Руслан - 1. Русский. 2. Русый. Уп. в 530 г., чех". 
- "Русмир - русский, русый, светлый мир. Упоминается у сербов". 
И многие другие имена, звучащие сейчас, как иностранные: Борислав, Боян, Брячислав, Богумир, Бравлин, Буривой, Вратислав, Вышан, Вратимир, Всеслав, Вышеслав, Годимир, Гостята, Гостомысл, Гремислав, Дарослав, Добрава, Добровит, Добромир, Доброслав, Драгомир, Дружина, Еруслан, Ждан, Жданимир, Ждислав, Званимир, Звенец, Звенислав, Земомысл (мыслящий о Земле), Зоремир, Истислав, Исток, Искра, Истома, Избава, Крепимир,... (с этими людьми бы, да в кругосветку). 

Вот такие они, "слова силы"; в нашем случае, поскольку речь идёт о начальных, исконных именах, - "слова первоисточной силы" (П.А. Флоренский). И что-то подсказывает мне, что для сохранения зтой силы нужно настоящее имянаречение. В самом деле, для чего нужно было родные исторические имена Богун, Богунка, Богуш, Богдан, Божедар, Боголеп, смысл которых совершенно ясен, менять на того же значения заморские имена Анания, Варахий, Елезар, Иоаким, Иоанн, Малахия; Диодор, Диодот, Дорофей, Феогнид, Феодор (примеры "иноземных" имён - из дореволюционных "святцев"; это имена пассажиров, гостей, - но мы-то матросы, владельцы бригантины!). 

Древнерусские, древнеславянские имена с древнейшими индоевропейскими корнями были своего рода мантрой, хранящей сакральный смысл. Мистическая преемственность между предками и потомками выражалась в определённом способе имянаречения: имена предков по мужской линии традиционно получали первый, третий, пятый и т.д. сыновья, а по женской - второй, четвёртый... Благодаря этой закономерности становится ясно то, например, что Рюрик не был отцом Игоря. Загадки истории начинают разрешаться. 
В качестве приложения в Книге приведён список "Имён, которые могли бы носить потомки древних славян и русских" (стр. 555). В наше время, когда детей почему-то называют "Ия", "Миа" (откуда что берётся ?!), сей список может стать оправданно востребованным. 
Мне бы хотелось этого. 

Итак, речь идёт о таком издании: Александра Баженова. Славян родные имена:
 Словарь исторических родокоренных имён и прозваний славян и руссов за два тысячелетия. - М.: ООО "Издательство "Ладога-100", 2006. - 592с. - (Русская традиция). 

Книга находится в Национальной библиотеке г. Ижевска. 



И ещё, напоследок, хочу пожелать, припоминая слова великого и ужасного Звёздного Воина с мечом на батарейках, - "Да пребудет с вами сила"! 






Комментариев нет:

Отправить комментарий